Общество
Надежда Кудисова, фото: Сергей Словохотов
Новый год от сотворения мира до Уфы 60-х годов: как менялись традиции празднования
Искусственная елка украшена игрушками ручной работы, продукты для оливье закуплены в супермаркете, из умной колонки звучит Happy New Year группы ABBA, а Деды Морозы уже покупают новые смартфоны и другие гаджеты своим детям. Именно так сегодня выглядит классический Новый год. Однако еще 60 лет назад в Уфе его отмечали иначе. А в российской истории праздник неоднократно менял дату, традиции и даже запрещался властями. Научные сотрудники Музея Уфы специально для ГорОбзор.ру рассказали историю Нового года и как его отмечали в столице Башкирии буквально полвека назад.
До нашей эры
По словам научного сотрудника Валерия Молтусова, смена года с самого начала была связана исключительно с приходом весны. По оценкам некоторых специалистов, традиция встречи нового года могла зародиться две тысячи лет назад до нашей эры.
«Праздник возник еще в древности, у разных народов в разные времена. К сожалению, датировано сказать не можем. Законы Моисея регламентировали отмечать Новый год 1 марта, весной. Это авив – месяц колосьев. Римляне тоже отмечали весной, связывая праздник с мартом и богом войны Марсом. У них год тогда был разделен на 12 месяцев, и эта традиция от них попадает к другим народам, в том числе принимается христианской церковью», – рассказал Валерий Молтусов.
Однако уже в 45 году до нашей эры, в период реформ Юлия Цезаря, отмечали Новый год 1 января. Но традиция долго не приживалась, несмотря на то, что церковь тоже склонялась к 1 января. И здесь дата выбрана неслучайно – она близка к Рождеству Христову. Но ничего не менялось 1500 лет.
«Только в 16 веке окончательно устанавливается дата празднования новолетия – 1 января. Насколько я помню, это 1509 год в Германии, в середине 16 века – во Франции. Только консервативная Англия примет эту традицию в середине 18 века», – отмечает научный сотрудник.
От светского к народному
На Руси же Новый год с принятием христианства – 988 год – отмечали, как и везде, 1 марта. В 1343 году митрополит Феогност на Московском соборе принял постановление о праздновании по греческому церковному летоисчислению, то есть 1 сентября от сотворения мира. Однако народ продолжает отмечать весной, рассказывает Валерий Молтусов. В 1492 году принимается окончательное решение встречать гражданский и церковный Новый год 1 сентября. Постановление было утверждено Иваном III Васильевичем.
«Такое решение обусловлено тем, что с первого дня осени собирали дань, налоги, оброки. Урожай закончился, крестьяне платили. Кроме того, считалось, что 1 сентября можно просить о суде самого царя. Это такая особая привилегия. Надо было написать и подать прошение», – поясняет собеседник.
В то время на Новый год не было ни народных гуляний, ни украшенных деревьев, ни походов в гости. Это было светское мероприятие, когда царская семья в торжественных одеяниях отправлялась в Успенский собор в окружении бояр и чиновников, где поздравляла граждан с наступлением нового года. Молебен в этот день не проводился, застолье и тосты были. И угощали гостей яблоками – символами чистоты. Все изменилось с приходом Петра I и его решением принять новое летоисчисление. И причина не только в том, что так праздновала Европа, а в том, что так встречали родственные славянские народы.
«В указе Петра I было сказано: для того, чтобы наполнить Новый год радостным содержанием, состоятельные и именитые лицы должны украшать дороги, улицы, вход во двор елью, сосной или можжевельником. Если не деревом, то хотя бы ветками. Неимущие тоже могли украшать ветками. А чтобы люди не продолжали встречать 1 сентября, появились дозорщики, которые заглядывали в ставни. Еще одно интересное положение того указа: производить стрельбу. Три залпа. Если именитые люди, то фейерверк обязательно. Вот тогда впервые москвичи так шумно встретили Новый год», – сказал сотрудник Музея Уфы.
По словам собеседника, растения нередко упоминались в контексте истории празднования. Однако первая официальная рождественская елка была установлена немецким реформатором Мартином Лютером. Традиция распространяется потом по всей Европе.
«В Россию первые елки завозят опять-таки немцы. Первой поставила ель Александра Федоровна, жена Николая I, у себя в комнате в 1817 году. Через 10 лет она ставит официальную елочку для детей, украшенную пряниками, орехами, яблоками, конфетами. Она стояла неделю. До 1840-х годов традиция не получает распространения. А с конца 40-х деревья становятся популярными. Без указов. Их просто начинают продавать. Тогда же, в 19 веке появляется Дед Мороз, правда, без Снегурочки. Стеклянные игрушки придумывают в Германии в конце 1850-х, оттуда и разошлись, потому что детям очень нравились. В 1903 году княгиня Раиса Кудашева сочинила известную всем песню «В лесу родилась елочка», – вспоминает эксперт.
А уже в 1929 году Сталин декретом отменил встречу Нового года, считая это буржуазными замашками. Но ненадолго. В 1936 году устанавливается первая Кремлевская елка, а традиции быстро возродились.
«Новый год сплачивал людей. Он аполитичен. Признавался абсолютно всеми», – заключил Валерий Молтусов.
Уфа 390
Владимир Агте, научный сотрудник, краевед и член Совета журналистов РФ и РБ, рассказал, как в Уфе отмечали смену лет в 60-х годах. Тогда столица Башкирии была застроена по большей части частными деревянными домами. Новый год длился всего один день, не было каникул. Однако готовились к встрече сильно заранее.
«Были елочные базары. Например, один из них был рядом со сквером Ленина – выход на Коммунистическую со стороны Гостиного двора. Тогда был ажиотаж, можно было остаться без елочки. Раньше, кстати, она нередко висела на балконе, ее привязывали. В частных домах между рам клали вату, на которой уже с осени лежали елочные игрушки. Уфа, к слову, стала первой, кто производил искусственные елки и снабжал Союз, Уфимкабель делал. Они ценились. Хотя и не сразу стали пользоваться популярностью», – с теплом вспоминает Владимир Агте.
Особое внимание уфимцы уделяли покупке украшений. Каждый год – новые. Немаловажно, что раньше жители столицы Башкирии предпочитали именно фигурные игрушки, расписанные вручную. Шары были не в моде. А приехавшие из ГДР герои не приживались у советских граждан.
«Было 4 основных вида игрушек: стеклянные на нитке, на прищепке, из ваты, из картона. Их продавали в Детском мире. Это здание на Ленина, где сегодня «Вкусно – и точка». Поход туда завораживал! Свой Детский мир был и в Черниковке, возле Дворца Орджоникидзе. Были и киоски всякие на улицах по продаже елочных игрушек. Уфимские заводы тоже делали игрушки, а ламповый завод – гирлянды», – отмечает собеседник.
А одним из мест притяжения юных горожан тогда был парк им. Якутова, считавшийся исключительно детским. В преддверии Нового года он превращался в настоящую сказку. На месте сегодняшнего корта был стадион, где заливали бесплатный каток.
«Вдоль него ежегодно строился ледяной Кремль с башнями, звездой, подсветкой – электролампочка на 60 ватт, выкрашенная лаком. Это приводило в восторг, потому что все находилось внутри льда. А вдоль аллей стояли раскрашенные снежные скульптуры. Горки тоже были из снега. В парке была лыжня, которую активно использовали в праздники», – говорит научный сотрудник.
Главная елка Уфы города размещалась на Советской площади. По словам Владимира Агте, 1 января там было невозможно протолкнуться – все гуляли. Особым спросом пользовалась гигантская горка, которая, например, отсылала к поэме «Руслан и Людмила». Можно было купить игрушки или мандарины. Но это 1 января, а 31 декабря всегда проходило дома в кругу семьи. К слову, нередко без оливье.
«Как только появился телевизор, появился и «Голубой огонек», который иногда смотрели до 5 утра. Было очень интересно! Приглашали лучших артистов. В преддверии праздника вся семья занималась лепкой пельменей. Это было священнодействие. Тогда пекли все сами – пироги, слойки. На стол ставили банку консервов. Винегрет – это святое. Шампанское появилось позже, сначала ставили вино. И никто не напивался. Фрукты ставили, яблоки были всегда. На горячее те самые пельмени со сметанкой или уксусом. Так отмечало большинство. Иногда ходили в гости, к соседям. Фейерверки были большой редкостью, а вот хлопушки были», – заключил эксперт.
1 января уфимцы уже проводили день с пользой, занимаясь спортом. Праздник закончился. Пора укреплять тело и дух: горожане катались на лыжах, коньках, играли в хоккей.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК , Телеграм и Одноклассники