Общество
Дарья Касьянова, фото из открытых источников
«Люди горели как факелы»: вспоминаем крупнейшую ж/д катастрофу за всю историю СССР
Взрыв газа на перегоне Аша-Улу-Теляк стал причиной железнодорожной катастрофы, крупнее которой СССР не знал. Это случилось 4 июня 1989 года. Сегодня, спустя 30 лет, мы вспоминаем как это было и как местные жители справлялись с последствиями происшествия.
Как это было
Мощный взрыв произошел из-за повреждения трубопровода, из которого вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов. Позже стало известно, что приборы показывали падение давления в трубопроводе примерно за 3 часа до взрыва, но персонал не обнаружил утечку и увеличил подачу газа. Поездного диспетчера о сильной загазованности предупреждали и машинисты проходящих поездов, но на это также не обратили внимания.
Трагедия случилась в момент встречи двух пассажирских поездов. Один из них двигался по маршруту «Новосибирск-Адлер» (поезд №211, 20 вагонов, локомотив ВЛ10-901), а второй в обратную сторону – «Адлер-Новосибирск» (поезд №212, 18 вагонов, локомотив ЧС2-689). Всего на оба транспорта приходилось 1 тысяча 284 пассажира, из них 383 – дети, а также 86 работников. По официальным данным, в катастрофе погибли 575 человек, а 623 остались инвалидами. 11 вагонов выбросило с путей, 7 из них сгорели дотла.
Версии
Официальная версия утечки газа звучит так: трубопровод повредили экскаватором еще при строительстве, в октябре 1958 года.
Однако существует и другое мнение: труба была повреждена ржавчиной, микросвищ образовался за пару недель до взрыва.
Также говорят, что при встрече двух поездов могла возникнуть искра, которая и послужила причиной взрыва.
Воспоминания
В спасательных работах принимали участие вертолетчики, курсанты Уфимской высшей школы МВД СССР, сотрудники милиции и, конечно, медики.
Полковник в отставке и журналист Сергей Спатар не был на месте самой катастрофы, но активно помогал в Республиканской больнице. Позднее он рассказал о том, как это было.
«В те жаркие летние дни многие из уфимцев сделали все возможное и невозможное, чтобы помочь попавшим в большую беду людям. В те дни город жил одним дыханием, каким-то зримым чувством сопричастности и сострадания», - писал Сергей Спатар.
Отмечая участливость людей, он говорит, что был свидетелем того, как каждый вечер с десяток горожан несли пострадавшим все, начиная от баночки красной икры и кончая домашним вареньем.
«На протяжении недели в наш штаб приходили две слепые девушки с конфетами, соком и печеньем. Из Молдавии привезли помидоры и черешню. Очень много. Девочка-медсестра рассказала, что сами потерпевшие попросили передать часть овощей в детдом, что и было выполнено».
В числе многих трагичных человеческих историй он вспоминает о женщине-южанке, которая приехала на поиски своей 7-летней дочери.
«По ее рассказу, мужу удалось вытолкнуть девочку из окна полыхающего вагона. Сам он остался жив, а вот девочка пропала. И каждый день ее мать мужественно ездила по всем печальным «адресам». Нашла обгоревшую дочкину клипсу и, воодушевленная этой находкой, опять объезжала все больницы, морг и рефрижераторы, показывая всем цветную фотографию красивой и улыбающейся девочки. Та, к сожалению, так и не нашлась».
Саубан Хунафин, профессор кафедры «скорой помощи и медицины катастроф с курсами термической травмы и трансфузиологии» ИДПО БГМУ, доктор медицинских наук, заведовал центром оказания помощи. Он вспоминает, что для спасателей было труднее всего добраться до места катастрофы.
«Лощина, глухое и болотистое место, окруженное горами и лесами. Около 300 человек погибли на месте, а потом и в лечебных учреждениях. Так, 34% пассажиров не стало. В оказании первой помощи принимали в основном участие бригады «скорой» уфимской станции, местное население сёл. К месту взрыва не могли попасть машины – вот это было трудно. Время ночное. Конечно же, первый этап оказания помощи – найти людей. Многие убегали далеко от места, люди горели как факелы и бежали километр-два. Их искали и оказывали помощь», - рассказал он.
Особо Саубан Хунафин отметил работу вертолетчиков бывшего тогда уфимского училища летчиков. Они вывезли более 400 пострадавших, вспоминает он, и оказали неоценимую помощь. Также профессор рассказал, что тогда в Уфе временно 9 больниц переформировали в госпитали для приема более 500 человек. Кафедру «Скорой неотложной помощи» после трагедии в Улу-Теляке переориентировали и назвали кафедрой «Скорой помощи и медицины катастроф с курсами термической травмы и трансфузиологии».
Саубан Хунафин говорит, что это было страшное испытание не только для медиков, но и для всех, кто управлял в то время страной и регионом.
«Конечно, эти дни не забываются. Потерять одновременно столько людей, столько детишек… Эта память должна оставаться, чтобы такое больше не повторялось», - вспоминает он.
Спустя 3 года, в 1992 году, на месте взрыва был установлен памятник жертвам катастрофы. Теперь здесь ежегодно проводят траурные митинги.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook